Про мотивацию

Заканчиваются каникулы. Взрослые возвращаются из отпусков и теплых стран, школьники выныривают из виртуального пространства, а кто-то только начинает просыпаться. Но Дела уже не ждут, они толпятся за порогом, требуют к себе внимания и не дают о себе забыть. А ведь так хочется еще немного побездельничать. Что же делать? Про это наш сегодняшний рассказ. Итак — МОТИВАЦИЯ.
Ну, для начала надо определиться с понятием. Что же нам говорит Интернет?
Мотивация (от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Говоря просто — это то, что поднимает нас с дивана, вытаскивает из-за стола с компьютером и направляет нас на ежедневные подвиги, которые мы совершаем, разбираясь с нашими делами. А дела у нас бывают разные, от кучи маленьких (почистить зубы, постирать шнурки) до огромных (сделать ремонт, например). Так как этот процесс управляет поведением человека, то естественно возникает вопрос «А можно ли как-то управлять этим процессом?» и ответ на этот вопрос «конечно, ДА!» и не просто можно, а нужно!
«Как мотивировать себя?», «Как добиваться высоких результатов?», «Как не остановится на половине пути и идти дальше к своей цели?». Зайдя в любой книжный магазин, вы увидите полки ломящиеся от книг с подобными названиями. Их нужно брать и читать. Но, конечно, ничего не может быть лучше практики. И мы сможем дать вам пару советов…


Вообще Мотивацию делят на два вида — внешняя и внутренняя. Внешняя мотивация не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами. То есть можно сказать, что внешняя мотивация это то, что зависит от заманчивости результата (Цели), чем больше нам хочется достичь той или иной цели, тем больше у нас побуждение что-нибудь для этого сделать!
Внутренняя мотивация связана не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности. Так сказать мы получаем удовольствие от процесса, нам нравится что-то делать и от того, что мы делаем, мы хотим этим заниматься еще больше!
Так же Мотивацию можно поделить на Положительную и Отрицательную.
Положительная мотивация — побуждения вызванные положительными итогами от ожидаемой деятельности или достижения определенной цели. Например, если я получу 5-ку по математике, то мне купят новый телефон.
Отрицательная мотивация — побуждения, вызванные осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности или получения определенного результата. Например, негативным результатом может быть двойка в дневнике, а домашнее задание может делаться не потому что это важно для учебы, а для того чтобы родители не ругали!
Ну что же, определившись с общими понятиями, перейдем к практике. Из понятия Мотивации нам понятно, что в процессе участвуют два элемента — Побуждение и Действие.
Рассмотрим Побуждение. Итак, изначально оно отсутствует, но это на первый взгляд ведь отсутствие побуждения тоже процесс, имеющий свои цели. Что же Мы не хотим потерять, начав действовать? Самые простые ресурсы — время (его ведь постоянно не хватает, либо мы его «копим/экономим») и силы (уставать не очень хочется), так, ничего не делая, мы точно их не потратим, а значит нам не надо будет их восполнять и они останутся при нас!
Как же обойти это непременное условие, выставляемое нам нашим образом жизни? Все очень просто. Надо учесть, что при выполнении Действия Сила и Время будут оставаться на том же уровне или же вообще увеличиваться. Например, если их все равно придется тратить, то лучше сделать это сейчас, таким образом сэкономив Силы и Время в будущем. Или действовать так, чтобы деятельность не приводила к их растрате, то есть при появлении первых признаков усталости или нехватки времени, ставить деятельность на «ПАУЗУ» и возвращаться к ней позже-при отсутствии этих признаков. Да, процесс будет в этом случае идти медленно, НО он будет идти!
Так возьмем процесс выполнения домашнего задания. Ученик сидит и выполняет задания и вот ему стало не интересно, захотелось заняться другим делом (например, поиграть), но если он не сделает домашку прямо сейчас (потратит Силы и Время), он получит много негативных последствий после. И вот он начинает тратить свои запасы (Силы и Времени) на то, чтобы не делать то, что он хочет (поиграть или почитать) + он с усилием начинает тратить свои запасы на деятельность которая ему неприятна, не вызывает интерес (домашняя работа). То есть он начинает тратить в 2−3 раза больше сил и времени, на восполнение которых потом тоже надо будет тратить Время и Силу (а их уже может не быть).
Замкнутый круг! Другой путь, при первых признаках усталости поставить «ПАУЗУ», поиграть/почитать, минут 15 и потом приступить снова к работе, или же можно выделить на выполнение Д/З определенное время в день (например 2 раза по 40 минут + перерыв 15 минут) и несмотря на результат по окончании этого промежутка деятельности прекращать это дело. Процесс, таким образом будет идти, действие будет реализовываться, а значит Побуждение будет сохраняться!
Это о том, как сохранять, то, что уже есть. А как с тем чего нет?
Желания/Хотения действовать. Раз этого нет, то нам придется его создать! Как было сказано выше, существует Внешняя и Внутренняя мотивация. И Мы начнем с Внешней. Она обусловлена заманчивостью результата/цели. Для этого, нам надо сесть и подумать «Какого же результата мы хотим достичь?» Родители могут делать это вместе с детьми, взрослые же с друзьями или в тишине за чашкой кофе или чая. Итог надо записать на бумаге! Несколько советов: во-первых — результат должен быть заманчив! Иначе это лишает смысла любое действие.
Результат Труда — Зарплата, результат занятий спортом — сила и здоровье, результат учебы — знания и социальный статус, результат Победы над обстоятельствами — самоуважение ну и т. п. Согласитесь, если вы работали «не покладая рук"(действовали), а ни денег, ни результатов не получили, работать дальше как-то не очень хочется… во-вторых — результатов должно быть несколько! Ведь чем больше целей, тем больше вероятность достижения/попадания хотя бы одной из них. Но и жадничать тоже не стоит, на моем опыте 5-и результатов/целей для одного вида деятельности вполне хватает. в- третьих — результаты должны быть достижимы!
То есть если ты никогда не занимался спортом (да и не особо хотел), то цель стать чемпионом мира явно из мира далеких несбыточных фантазий, а если ты учился всю четверть на двойки то закончить её на все пятерки то же весьма невыполнимое задание в- четвертых — конкретность целей/результатов. Стать «умным» или «богатым», «быть лучше всех», или «что бы меня любили», «съездить в отпуск» весьма аморфные и неопределённые результаты. Соответственно «получить 5 пятерок по математике», «заработать 250.000 рублей», «на 1-у неделю уехать в Турцию» — вот пример конкретных целей. А когда цель понятна появляются и пути её достижения. и пятое — достижение результатов должно быть естественным для выбранной деятельности! Это значит «каждый день подтягиваюсь — то как следствие я смогу подтягиваться 7 раз через полгода». Или «копаю яму каждый день по полчаса — я получаю яму нужного мне размера за 5 дней».
Соответственно «сделал домашнее задание хорошо — то я получу одну из нужных мне пятерок». Если же выбранный вид деятельности для цели «получить 250.000 рублей» это бегать по утрам в парке, то результат явно придется ждать долго, хотя не исключено его достижение чудесным образом =). Ну и маленькая подсказка для всех — ВЫ сами можете создавать эти результаты для других! Закончил четверть на все четверки — за каждую четверку идем в кино вместе. Доделал ремонт в комнате — Вкусный ужин + Самовязаный свитер! При составлении такого списка — следует поместить его на видное место, что-бы он так сказать «мозолил глаза» и с ним всегда можно было сверятся «Туда ли я иду?» или «На то ли я трачу свои Время и Силы?» И конечно, больше творчества в его составлении! Помечтайте!
И вот Мы замотивировали себя внешне и перейдем к Внутренней мотивации. Для неё как мы знаем важно содержание деятельности, то есть «что я буду Делать?» И для начала надо разобраться, что же Вы вообще Делаете, какая деятельность для Вас является повседневной, для чего Вы всегда найдете Время, даже если его совсем нет. Какой вид деятельности приносит вам удовольствие, а какой является неприятным. Нравится играть в компьютерные игры — но не нравится делать уроки, нравится готовить, но не нравится убирать, нравится танцевать — не нравится поднимать штангу ну и так далее, попробуйте по исследовать себя или образ жизни того человека которого вы хотите замотивировать, ну или можно это сделать вместе. Не надо долго думать, останавливайтесь на 5−7 видах деятельности.
Запишите результаты вашего исследования. И вот ВЫ теперь знаете какая деятельность для вас является поддерживающей/помогающей, а какая требует от вас дополнительных усилий (кстати, здесь можно подумать «А как Я сам себя мотивирую на неприятную мне деятельность?»).
Далее возьмите листочек с «результатами/целями» и посмотрите, сможет ли какой-нибудь из этих видов деятельности привести к достижению ваших результатов. Если «Да», то смело записывайте его в список «Что Я буду делать». Ведь этот вид деятельности для Вас знаком, естественен, приятен, и приносит определенный доход в виде желания им заниматься! Попробуйте так же скорректировать поддерживающие/помогающие виды деятельности под результаты/цели.
Ну например, если общение с Интернетом Вам нравится, то почему бы не использовать его в учебе, а вместо того что бы читать можно смотреть фильм по теме (или несколько). Кстати наверняка существуют компьютерные игры для изучения иностранных языков и т. п. Второе что надо сделать, это еще раз посмотреть на листочек с целями и написать или подумать «Какие же конкретные виды деятельности нужно осуществлять для достижения этих результатов». Здесь могут появиться и неприятные для вас виды деятельности. Такие, например как «Вставать рано», или «больше времени уделять домашнему заданию» ну т.д. Не надо стесняться, записывайте их тоже в листочек «Что Я буду делать».
С этими видами деятельности надо тоже поработать. Сначала конкретизировать, а потом свести к минимуму их негативный эффект, поискав другие решения приемлемые для Вас. Так «Вставать рано» превращается в «Вставать в 6 утра», а далее в «Вставать в 7 утра» или вообще перенести эту деятельность на вечер. Почему бы Нет? Можно попробовать, а после скорректировать. Важно начать. Если же негативный эффект от деятельности невозможно устранить и здесь найдется хитрость. Награждайте себя за использование этих видов деятельности. Час прозанимался уроками — час поиграл в компьютер. Позанимался в спортзале — поспал на час дольше или съел мороженое. Фантазией не ограничено. Посмотрите теперь на список «Что Я буду делать» Как он Вам? Все ли в нем понятно и приемлемо. Лишнее — вычеркните =). Ограничьтесь несколькими видами деятельности, 5−7 будет вполне достаточно, ну и парочку запасных. Если список Вам нравится, и он реален в выполнении, приступайте к его реализации.
Если дело пошло — Поздравляю! Вы замотивированы! Старайтесь максимально упрощать выполнение деятельности, ведь от её реализации зависит результат. А перенапрягаться никому не хочется, в том числе и вашему организму и нервам =). И не забывайте, список можно дополнять, или изменять, ведь со временем могут измениться и ВЫ, и обстоятельства и цели. И чтобы уж наверняка Все получилось несколько Идей/советов, что бы в процессе деятельности не растерять задор. Первое — Придумайте фразу или лозунг, который будет Вас поддерживать или подстегивать в те моменты когда осуществлять деятельность будет становиться тяжело или туго. Например это может быть — «Только Вперед!», или «Не отступать и не сдаваться!», а может быть «Какой Я МОЛОДЕЦ!».
Вы сразу поймете, что фраза подходящая, когда почувствуете от произнесения её вслух положительный эффект. У каждого из нас есть знакомые и друзья, родственники, и среди них есть те которые поддерживают нас, радуются нашим успехам, помогают тем или иным способом, и Второе что надо сделать это вспомнить и записать Их. Их будет немного 2−5 человек. Вот И М то, мы и расскажем о наших планах. Причем больше от них ничего не требуется — просто знать. Таким образом, Вы обеспечите себя поддержкой для реализации задуманного.
Третья Идея заключается в следующем: после написания списков надо закрыть глаза, подышать немного, а потом мысленно перенестись в БУДУЩЕЕ. В тот момент, когда вы достигли результатов. КАК ВАМ там? Постарайтесь.
Максимально представьте себе, Все что может изменится вокруг Вас если результаты будут достигнуты. Как Вы себя будете чувствовать? Что Вам будут говорить близкие? В этой ситуации -главное мелочи! Они помогут вам понять, что что-то изменилось =)…
Ну и Теперь дело за малым, решить, что будет для ВАС первым шагом (четко определите, что это будет за ШАГ) и… сделать ЕГО. Ну Вот наверное и Все, что можно сказать о Мотивации в предложенном формате. Можно лишь добавить что есть еще увлекательные приключения, такие как ПРОКРАСТИНАЦИЯ, ЛЕНЬ, ну и ДЕМОТИВАЦИЯ, но как с ними подружиться, это позже… а пока…
P.S: … здесь хотелось бы сказать пару слов от автора. Хочется посоветовать посмотреть (ну или пересмотреть =) фильм с замечательным актером Джимом Керри «Всегда говори ДА», очень мотивирующий фильм, если хотя бы раз попробовать =), а в завершении одна фраза из зарубежного сериала: «Однажды мой отец спросил меня — «Подумай, Что Т Ы будешь делать СЕГОДНЯ, если бы ТЫ знал, что ЗАВТРА тебя ждет УДАЧА? …Так ИДИ И ДЕЛАЙ это!»»
И на этом, Все! Удачи =)!

Педагог-психолог, тренер, методист. Сазонов А. А.