Принципы работы компании «Т-Игра»



В основе работы компании «Т-Игра» лежит педагогика поддержки или "педагогика общей работы". Что это? В чём основные отличия данной педагогики от остальных? В чём отличия педагогов? Все это подробнее читайте в данной статье!
Педагогика поддержки и педагогика "общей заботы" ...Это деятельность, направленная на развитие "свободоспособности" растущего человека "...Если представить проблему как некоторую "пропасть", которую ребёнок может преодолеть только через прыжок (скачок к новому), то педагогическая поддержка является для ребёнка устойчивой опорой для скачка и страховкой безопасного "полёта". В определённой мере педагог выступает как доверенное лицо, гарант права ребёнка на риск. Он работает над возникновением желания у ребёнка "летать" - преодолевать проблемы". Педагог, который работает в концепции педагогики поддержки позволяет ребёнку, закреплять не страх перед неизведанным, а радость "свободного полёта". "Послание" поддержки выглядит примерно так: "Мне не надо от тебя больше того, что ты хочешь сам от себя. Но я рад выслушать тебя и помочь тебе самому понять, чего же ты хочешь" - так представляют основной смысл педагогической поддержки те, кто провозгласил её в России.

Выделяют четыре тактики педагогик поддержки: "защита", "помощь", "содействие" и "взаимодействие". Эти названия отражают тот смысл, который педагогическая поддержка приобретает в зависимости от решаемой задачи. Иногда при решении конкретной ситуации педагог использует одну из тактик, иногда сочетает несколько, следуя меняющейся обстановке, которая открывает новые задачи и возможности. Представим суть этих тактик в изложении Нины Михайловой, Семёна Юсфина, Натальи Касициной - главных наследников "газмановской" лаборатории и продолжателей её идей.

ТАКТИКА ЗАЩИТЫ. Её кредо: "Ребёнок не должен оставаться жертвой обстоятельств". Педагог: а) через позицию "педагогической адвокатуры" защищает ребёнка от негативных обстоятельств, блокирующих его активность и развитие; б) через позицию "буфера" смягчает негативные обстоятельства; в) развивает в ребёнке способности избавляться от страха перед обстоятельствами. "Защита" используется в ситуации, когда по тем или иным обстоятельствам ребёнок становится "белой вороной", "гадким утёнком", "не таким, как все", вызывающим раздражение окружающих. Педагог, защищающий ребёнка, занимает позицию "педагогической адвокатуры". Данная позиция состоит в том, что "адвокат" согласен с ребёнком, который в ситуации явной неуспешности заявляет: "Я не виновен. Я хочу быть в жизни успешным, и в этом я такой же Человек, как все!". "Педагогическая адвокатура" указывает на то, что образовательный процесс для того и существует, чтобы ребёнок обретал в нём условия, позволяющие ему преодолевать проблемы, укрепляя и развивая собственное достоинство. Она квалифицирует как недопустимое, недостойное действие попытку взрослых "клеить на ребёнка ярлык неуспешности" - поскольку это прямое и целенаправленное посягательство на его самооценку, которая способствует стойкому неверию в свои силы, в себя - могущего стать хорошим и достойным человеком, "не хуже всех". "Педагогическая адвокатура" преимущественно действует только на ситуацию внешнюю, по отношению к ребёнку. Она направлена на изменение негативных обстоятельств в случаях, когда от действий самого ребёнка эти обстоятельства не могут измениться к лучшему.

ТАКТИКА ПОМОЩИ. Тактика "помощи" рассчитана на то, чтобы ребёнок обязательно начал действовать. Но для того, чтобы он это сделал добровольно, ему необходимо "узнать вкус успеха". Если ребёнок или подросток не встречает в школе людей, которым он действительно интересен, важен, нужен, то у него с каждым днём теряется возможность быть сопричастным к тому, что там происходит. Многие дети защищается от проблемы, блокируя свою активность. Очевидно, что такой способ защиты делает человека как раз абсолютно беззащитным и беспомощным. Тактика "помощи", в основном рассчитана именно на детей, которые самоблокируют свою активность, поскольку не в состоянии заблокировать свой страх перед внешней оценкой. Такому ребёнку необходимы доказательства того, что люди способны понять его и поддержать его. "Помощь" создает условия для "реабилитации" людей в глазах ребёнка, а это в свою очередь, становится условием для его самореабилитации. Ребёнку важно осознать, что он многое может. Стоит только попробовать преодолеть страх. Успех первой пробы должен быть гарантирован. Ребёнок не должен разочароваться в себе и в людях, поскольку это разочарование может ещё больше укрепить в нём страх перед действием. Педагог, оказывая помощь, страхует ребёнка от этого разочарования. "Помощь" восстанавливает у ребёнка ощущение собственной значимости для других людей. Там, где она им была потеряна, там он должен её и найти - найти себя среди других.

ТАКТИКА СОДЕЙСТВИЯ. Кредо тактики "содействия": "Ты всегда можешь совершить выбор - попробуй проверить себя!". Главные условия перехода к тактикам "содействия" и "взаимодействия": - ребёнок объективно и субъективно не является "жертвой обстоятельств"; - у него достаточно стабильное эмоциональное состояние; - его самооценка не занижена. Педагог в тактике "содействия" "не работает на будущее ребёнка", а создаёт условия для того, чтобы тот, поспешая в будущее, в меру осознанности строил и управлял своим настоящим. Не учился "умозрительно" фантазировать по поводу жизни, а жил, но при этом постепенно осознавал, что самой своей жизнью он постоянно делает выбор себя для себя. Проблема, которую помогает обнаружить и решить педагог, уже не столько житейская, сколько образовательная. Если в тактиках "защиты" и "помощи" педагог помогал ребёнку сосредоточиться на своих "могу" и тем самым освободить себя для действий, то тактика "содействия" направлена на желание искать и обретать смысл своих "Я хочу". Потребуются действия, связанные с осознанием и оценкой собственных желаний, интересов, мотивов и основ выбора, производимого в них. Потребуется привыкать к тому, чтобы осознавать себя человеком, свободно и ответственно выбирающим, реально действующим в соответствии со своим выбором. Педагог занимает позицию "слушающего" и "вопрошающего", избегая позиций "советчика" и "эксперта". При этом он сдерживает сиюминутные желания ребёнка действовать, вовлекая его в процесс осмысления намерений; взрослый постоянно интересуется мнением ребёнка или подростка и отношением к происходящему; он выступает "рефлексивным зеркалом", упрощает конструкцию утверждений ребёнка до главного смысла в нём содержащегося (например, уточняя при этом: "Правильно ли я тебя понял, ты сказал следующее..."); он расширяет возможности выбора за счет "вбрасывания" новых вариантов, которые были ребёнку не известны. В отличие от тактики "защиты" педагог не убирает с пути ребёнка преграды, на которые тот наталкивается (или которые, сам того не ведая, себе создаёт). Педагог не снимает общей доброжелательности общения, но он допускает, что ребёнку может быть эмоционально некомфортно тогда, когда он натолкнется на свою проблему и увидит, что решать её не может, пока не подумает, не выберет способ решения и не попробует его реализовать. Обсуждать своё будущее со взрослым подросток не всегда намерен. А если и намерен, то только иногда, когда останавливается "на перекрестке жизненных ситуаций" и не знает точно, куда ему идти. Часто именно здесь ребёнок пытается "использовать педагога" в качестве этакого "камня-путеводителя": "Направо пойдешь - это найдешь, налево - это отыщешь, а прямо пойдешь - это обретёшь. Выбирай в трех известных одно необходимое!". Любому взрослому лестно, когда к нему обращается за советом ребёнок. Но по здравому разумению нужно бы сразу предупредить, прежде чем давать советы: "Я только предполагаю, что все эти дороги ведут именно туда, куда я думаю. Не знаю точно, гарантий дать не могу. И никто не может. Выбор - это твой риск. Поразмышлять, поделиться своим опытом, как это делается - могу, а брать ответственность за твой выбор - не могу. Твоя жизнь, тебе и выбирать. Я всегда посодействую тебе в размышлении о твоем выборе. Возможно, чем и помогу, но об этом нужно договариваться тогда, когда такая необходимость у тебя возникнет. Ты расскажешь мне и поможешь понять, в чем причина, в чем суть твоих затруднений". Тактика "содействия" по факту развивает критические, аналитические способности ребёнка, но главное - это то, что ребёнок учится концентрировать эти способности на осознание того, что проблема всегда имеет как минимум два варианта решений. Педагог в тактиках "содействия" и "взаимодействия" постоянно находится с ребёнком в диалоге. В диалоге невозможно все время кому-то доминировать, принуждая другого двигаться в своей логике. Диалог - это не интервью и не допрос, это беседа-размышление двух людей, объединенных желанием добраться до сути того, что ищут.

ТАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. Кредо тактики взаимодействия: "Договор - это испытание свободой и ответственностью". "Школа - это не просто учреждение, а учреждение Детское" - не раз повторял О. С. Газман: "Детское - значит, соответствующее возрастному восприятию мира - яркому, рискованному, поисковому". Дети уважают умных взрослых, но им очень скучно с теми, кто очень разумен. Они ищут взрослых, которые могут с ними вместе жить, не мешая им оставаться "самими собой", уважая и признавая их самостоятельность. Образовательный эффект тактики взаимодействия состоит прежде всего в том, что ребёнок обретает опыт проектирования совместной деятельности. Взрослый при этом может реально продемонстрировать ребёнку различные культурные способы, которые помогают ему и ребёнку становиться более эффективными и успешными в своей совместной деятельности. У педагога создается уникальная ситуация напрямую "вживлять" в естественную ткань развития ситуации, применить культурные формы организации и управления ею. Договор - это единственная страховка, которую может реально предложить ребёнку педагог на этом уровне разрешения ребёнком проблемной ситуации. Договор помогает педагогу самому не потерять необходимый уровень реализма и ответственности: ведь педагог ни при каких обстоятельствах педагог не должен опускаться ниже той черты реализма, за которой не сможет ребёнку гарантировать безопасность. Через процедуры, связанные с договором, взрослый учит подростка не только овладевать своей свободой, но и учит понимать, какой страховкой они при этом пользуются. Показывает, как эта страховка делается. Затем, если увидит, что ребёнок вознамерился идти без страховки, обязательно будет принимать меры по восстановлению необходимого уровня безопасности. Но прежде чем вступать с ребёнком в договорные отношения, педагог "готовит", "тренирует" его через тактику "содействия" познавать "принципы" восхождения к своей проблеме и учится самостоятельно следовать им. В тактике "содействия" ребёнок познает себя и свои способности обходиться без "буфера", без чужой помощи встречать свою проблему. А "в договорной связке" с педагогом может попробовать осилить то, что одному пока не под силу.

ТАКТИКИ ПОДДЕРЖКИ КАК САМОЗАЩИТА ПЕДАГОГА. Очевидно, что не бывает "проблемных" детей, которые не создают проблему педагогу. Любой "проблемный ребёнок" - это испытание, выпавшее на долю взрослого. Отношение конкретного педагога к предстоящему испытанию во многом зависит от того, видит ли он в нём свою проблему или видит перед собой ребёнка, у которого есть проблема. Тот, кто концентрируется на проблеме, склонен делать ставку на отбор детей для своего класса. Тот, кто концентрируется на желании помочь ребёнку, вполне осознанно начинает осваивать деятельность по педагогической поддержке. Профессионализм в этом позволяет учителю избавляться от страха перед проблемой ребёнка. Не умея переводить негативные ситуации в образовательные, педагоги, по сути, теряют возможность для эффективной целенаправленной деятельности. Их педагогическая карьера и спокойствие становятся целиком зависимыми от случая: попадёт или нет в класс проблемный ребёнок. Анализ деятельности классных воспитателей, получивших в ходе эксперимента специальную профессиональную подготовку по программе педагогической поддержки, убедительно показывает: педагоги учатся не бояться детей, они верят в их возможность овладевать траекторией собственного развития. Педагоги сами оказываются открытыми для осознания собственных профессиональных проблем - и это их не пугает. Им становится очевидным, что решая проблему ребёнка, они изменяются сами, их опыт становится многогранным и богатым, а собственная деятельность обретает особый смысл, смысл истинных человеческих отношений.