Возрастные особенности

В возрасте от 7 до 10 лет дети учатся:
• классифицировать предметы;
• использовать логику (совершать простейшие логические операции 1−2 шага);
• совершать конкретные операции.

У детей:
• Формируется отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление, возникновение которого существенно перестраивает другие познавательные процессы детей.
• Мышление приобретает абстрактный и обобщенный характер.

Основная деятельность в этом возрасте учебная, она характеризуется следующими особенностями:
• Присвоение коллективных знаний.
• Развитие ответственности.
• Способность понимать соответствие своих действий необходимым целям и нормам.
• Притязания соответствовать положительному этическому эталону поведения.
• Разделение деятельности на учебную и досуговую.

Основные новообразования этого возраста связаны с физическим развитием ребенка и приобретением им нового статуса:
• Формирование познавательной мотивации.
• Развитие наблюдательности.
• Формируются приемы запоминания.
• Развитие воображения, переход к воссоздающему воображению.
• Начинают более сдержанно выражать свои эмоции. • Формирование моральных чувств.
• Рефлексия — попытка оценивать свои действия, желание одобрения.

Базовая задача в этом возрасте — формирование чувства компетентности. Ребенок пробует себя в разных сферах и определят границы своих возможностей. Для ребенка важны победы и познание.
Познание осуществляется опытным путем — через постановку эксперимента — попробовать. Ребенок может определить свою компетентность в определенной сфере только через собственный экспериментальный опыт. При этом критерий оценки — соответствие эталону, оценка учители и в меньшей степени самооценка.

Детей в возрасте от 9 до 13 лет
Возраст — конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей.
Каждый возраст характеризуется своими особенностями: определенная ступень развития мышления, определенный вид основной деятельности, определенный набор новообразований.
Каждый возраст характеризуется своими особенностями, потому что каждый этап в развитии имеет свои физиологические, психологические и социальные особенности. Главная особенность подросткового периода — резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития.

Особенностью подросткового возраста, которую отмечают многие исследователи, является несоответствие физического, психологического и социального развития. С физической точки зрения, подросток уже не ребенок, потому что начинается и завершается процесс полового созревания. С психологической точки зрения, подросток еще не взрослый: как отмечает Л. И. Божович, «весь этот период представляет собой значительную перестройку ранее сложившихся психологических структур и возникновение новых, которые с этого момента лишь начинают дальнейший путь своего развития». С социальной точки зрения, он в не ясном положении: паспорт подросток получает в 14 лет, а юридически ответственным становится с 18 лет. Такая разница в признании и ощущении «взрослости» подростка является одной из причин того, что называют подростковым кризисом. Хотя само переживание «взрослости» имеет и много положительных аспектов. По мнению, Л. Ф. Анн, оно становится стимулом активности подростка, направленной на переориентацию с «детских» норм на «взрослые», на усвоение ценностей, установок, норм, которые, с точки зрения подростков подтверждают представление о них как о взрослых.

Следствием стремления быть взрослыми, является особенное отношение подростков к мнению взрослых. Фельдштейн Д. И., изучавший возрастную психологию, приводит следующие данные: «Поставленные перед необходимостью выбора наиболее значимого для них мнения — конкретных ли товарищей, когорты сверстников, учителей, родителей или общественного мнения, т. е. мнения в целом взрослого общества, 59,52% детей 13−14 лет выбрали мнение абстрактных взрослых — общественное мнение; 20,24% - мнение когорты сверстников. Мнение же конкретных товарищей, как и мнение учителей, родителей, для подростка незначимо… То есть для подростка как человека, который выходит на самостоятельный уровень личностного развития, важна связь с обществом. Она становится для него внутренне регулярной, постоянной, константной, так как обеспечивает его принадлежность к миру взрослых». Таким образом, стремление к приобщению к кругу взрослых, проявляется и в уважении их мнений, важно не мнение близких взрослых, а общественное мнение вообще.

Но это стремление не явно выражено, оно бывает завуалировано. Фельдштейн Д. И. отмечает парадокс этого стремления: подросток противостоит тому, что осваивает, к чему стремится. А взрослые, тем более, когда речь идет о родителях, готовые все дать детям, занимают, тем не менее, оборонительную позицию. Сегодня это особенно зримо проявляется в связи с обострением одной из самых сложных проблем — сохранение соответствующего уровня социальной активности, свойственного подростку, и его реализации при сочетании в каждом 10−15 летнем ребенке качеств социально ориентированного человека и творческой индивидуальности. Поэтому важно поддержать подростка в этом стремлении быть взрослым, в стремлении принять ценности и идеи взрослого человека. Несмотря на то, что традиционно подростковый возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых: подросток отстаивает свою независимость и права, но в то же время он ожидает от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверия, одобрения и оценок.

В связи с такими особенностями подросткового возраста одним из основных направлений в работе детьми от 11 до 16 лет считается работа по развитию и укреплению чувства взрослости. Так как «Одним из центральных моментов развития в подростковом возрасте становится формирующееся чувство „взрослости“: школьник остро ощущает, что он уже не ребенок, и требует признание этого, прежде всего признания равных со взрослыми прав», стоит помочь ребенку найти способы выражения своей взрослости. Нужно вовремя использовать такое состояния подростка, ведь «это переживание имеет существенное значение для развития личности в подростковом возрасте. Оно выступает как стимул активности подростка, направленной на переориентацию с „детских“ норм на „взрослые“, на усвоение ценностей, установок, норм, которые с точки зрения подростков, подтверждают представление о них как о взрослых».

В области мышления у детей происходят следующие изменения:
— Наступает стадия формальных операций.
— Появляется способность оперировать абстрактными предметами.
— Восприятие подростка становится избирательным, целенаправленным, анализирующем. Оно более содержательно, последовательно, планомерно. Подросток способен к тонкому анализу воспринимаемых объектов.
— Подросток может сохранить длительное время устойчивость и высокую интенсивность внимания.
— Наблюдается увеличение объема памяти.
— Нарастает с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменяется соотношение между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего.

— Появляется способность мыслить дедуктивно, теоретически, формируется система логических высказываний.
— Подросток с равным успехом оперирует как с объектами, так и с высказываниям.
— Под влиянием абстрактного мышления воображение уходит в сферу фантазии.
Основная деятельность ребенка — общение, при этом в разные возрастные отрезки подросткового периода — разные акценты:
— 9−10 лет — тенденция ребенка к самостоятельности и потребность в признании этой самостоятельности во взрослом мире и обществе. Желание найти свое место в коллективе. Занять определенное положение.
— 12−13 лет — осознание не только своих обязанностей, но и своих прав. Осознание себя в системе общественных отношений, осознание себя общественно значимым существом, субъектом.

К новообразованиям относятся:
— Интерес к себе как к личности, к своим возможностям и способностям.
— Социальная ориентация — формирование социальных установок. Формируется отношение к себе как к члену общества.
— Рост самосознания. Формирование чувства идентичности.
— Потребность быть взрослым, самостоятельным, значимым в мире взрослых, потребность осознать себя как личность, отличную от других людей.
— Желание занять значимое место в обществе, утвердить свою новую социальную позицию.
— Стремление выйти за рамки ученических дел в какую-то новую сферу, дающую возможность проявить себя, самоутвердиться.
— Личностная рефлексия — осознание своего внутреннего мира и внутреннего мира других людей. Осознание собственных недостатков и потребность в хорошем отношении и уважаемом положении вызывает желание исправить недостатки и быть на высоте предъявляемых требований.