Про игровую зависимость


при написании статьи были использованы «Методические рекомендации по профилактике игровой, компьютерной и интернет-зависимости» разработаные специалистами Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ладо»

Игровая зависимость – одна из серьезнейших проблем современности. С веком компьютерных технологий, удачно закрепившихся практически в каждой обывательской квартире, все чаще слышны разговоры о так называемой игромании – зависимости человека от компьютерных игр. Развитие индустрии электронных и компьютерных игр ставит перед психологией множество вопросов о том, какое влияние они оказывают на человека и, особенно на развитие ребенка, можно ли эту деятельность назвать игрой, в каком отношении она стоит к традиционной сюжетно-ролевой игре. Последнее время исследователи все чаще обращаются к этой сфере в связи с резким скачком в развитии технологий, которые качественно изменили компьютерную игру.

В последние годы стало очевидным существование в России проблемы азартной игры, или гемблинга (от англ. gamble – «играть в азартные игры на деньги»). Компьютерные игры и их распространѐнность и доступность способствуют увеличению количества лиц, имеющих патологическую склонность к азартным играм. За последние десять лет средства мультимедиа превратились в существенный фактор индивидуального развития и трансформации личности. Среди многих проблем, стоящих перед российским образованием, одно из важных мест занимает проблема возникновения аддиктивного поведения у несовершеннолетних в образовательной среде.

Аддиктивное поведение (от англ. Addiction – пагубная привычка, порочная склонность) – одна из форм отклоняющегося, девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности. Такой уход осуществляется путѐм искусственного изменения своего психического состояния при помощи различных средств: химических (алкоголь, табакокурение, наркотики) и нехимических (компьютерная, интернет, теле и телефонная, игровая) зависимостей.

Аддиктивное поведение является переходной стадией и характеризуется изменениями в поведении ребѐнка, который «кричит» о необходимости оказать ему экстренную помощь. Нередко нарушения в поведении ребѐнка становятся такими глубокими, что начинают носить криминальный характер. Решая важную задачу по предупреждению возникновения аддикции у несовершеннолетних психологи, педагоги, социальные педагоги образовательного учреждения тем самым создают условия для сохранения психологической безопасности образовательной среды. Ребѐнок может быть зависим от различных форм поведения и это находит подтверждение в нашей повседневной жизни. Как правило, классные руководители и педагоги конкретного образовательного учреждения знают тех детей, которые слишком много времени проводят в Интернете, или чрезмерно увлекаются тренировками, или всѐ свободное время и не только его тратят на компьютерные игры, или буквально не отходят от телевизора. По мнению медицинских работников, а в частности врачей-наркологов и психиатров, нехимические аддикции встречаются довольно часто и по своим последствиям они так же опасны, как и химические зависимости.

Одной из причин формирования нехимических аддикций у несовершеннолетних являются нарушения во внутрисемейных отношениях. Поэтому при подборе средств и методов по предупреждению возникновения аддиктивного поведения необходимо учитывать все факторы, а к процессу профилактических мероприятий активно привлекать родителей ребѐнка. Риск формирования аддиктивного поведения у несовершеннолетних происходит при соотношении характерологических особенностей, личностных свойств и социальных факторов.

Имеется ряд причин, по которым ребѐнок приходит к аддиктивному поведению:
1. Любопытство.
2. Следование правилам взаимоотношений в группе сверстников (быть как все).
3. Лѐгкая форма общения (уход от реального общения к виртуальному). Снижение чувства ответственности.
4. Уход от неприятных эмоций
5. Сопротивление требованиям окружающих (назло учителю, родителям и т.д.).

В результате ребѐнок откладывает решение важных для себя проблем на потом, достигая комфортного состояния здесь и сейчас путѐм аддиктивной реализации. Другими словами, меняется личность подростка. Наличие одной аддикции, как правило, ведѐт к возникновению другой, либо к психическим отклонениям. Например, Интернет-аддикция у несовер- шеннолетнего не считается официальным диагнозом, а часто является симптомом других серьѐзных проблем в жизни ребѐнка (трудности в общении, депрессии и т.д.). Психолог Эрик Штайн считает, что одна из задач растущей личности – научиться отличать фантазию от реальности, совершаемого в воображении от совершаемого на самом деле.

Зависимая аддиктивная личность имеет общие характеные черты в реальной жизни:
· Отсутствие самоконтроля и самостоятельности.
· Признаки навязчивости.
· Неумение сказать «нет».
· Боязнь быть отвергнутым.
· Болезненное восприятие критики.
· Физическое истощение (головные боли, бессонница, расстройства желудочно-кишечного тракта, снижение уровня зрения, боли в спине и суставах).
· Психическое истощение (дефицит внимания, снижение функции памя- ти, тревожные и депрессивные расстройства).
· Материальное и духовное обнищание. Для создания психологической безопасности в образовательной среде такого рода аддикции несут косвенные потери:
· Снижение уровня общей успеваемости.
· Распространение субкультуры аддиктивного поведения в среде несовершеннолетних.
· Искажение социальных и позитивных ценностей среди учащихся.
· Ухудшение обстановки в образовательной и микросоциальной среде.

Для эффективного предупреждения формирования аддиктивного поведения среди несовершеннолетних изменения необходимы не только в поведении и установках отдельных детей, но и в социальных системах, каковыми являются образовательные учреждения. Чем богаче духовный мир подростка, тем меньше вероятность развития любой зависимости. Игры нужны детям как воздух, и школьникам тоже. В игре формируется не только активный, жизнеутверждающий, эмоциональный настрой, но и умения принимать решения в непредсказуемых, каждый раз меняющихся ситуациях, где взаимодействуют несколько человек. У ребѐнка развивается способность соблюдать и принимать различные «роли», что обеспечивает гибкость в общении, лучше понимать собеседника, его чувства и переживания, развивается умение следовать общепринятым нормам и правилам. В итоге, поведение становится более уверенным, непосредственным и гибким, что позволяет ребѐнку избегать ненужных конфликтов и напряжений.

Игра с детьми весьма эффективна с 5 до 10 лет. Иначе дело складывается, если родители не только не играют с детьми, но и вообще не допускают в отношении с ними открытости, откровенности, непосредственности – только запреты, строгости и наказания по любому поводу. Ребѐнок привыкает делать всѐ исподтишка, а то и озлобляется, становиться недружелюбным и агрессивным, восполняет в играх со сверстниками то, что запрещают дома. И «вредность» ребѐнка не уменьшается, а увеличивается, перерастая в подростковом возрасте в открытую враждебность к окружающим. Есть у современных детей ещѐ один вид проведения досуга – компьютерные игры и интернет-чаты. Ребѐнок с удовольствием окунается в виртуальный мир, который гораздо ярче и красочнее реального.

Родители нередко разделяют и поощряют новое увлечение своих детей, не замечая, как их дети всѐ больше и больше становятся зависимыми от виртуальной реальности, отдавая предпочтение экранным героям, а не настоящему, живому общению с друзьями. Оставаясь один на один с компьютерным героем, ребѐнок останавливается на стадии манипуляции с объектами.

В дальнейшем принцип манипулятивного общения он использует и в ситуациях реального общения с окружающими. Психологи единодушно считают, что не нужно лишать ребѐнка компьютерных игр вообще. Запреты не решат проблемы. Необходимо разумное сочетание: грамотный подбор компьютерных игр, соответствующих возрасту ребѐнка и обязательное присутствие в его жизни настоящих, реальных, интересных, подвижных игр со сверстниками. Подвижных игр должно быть больше. Главное не в том, строги родители или снисходительны, а в том, насколько они доброжелательны и терпимы, способны ли вступать с детьми в открытый диалог, принимать критику в свой адрес и делать соответствующие выводы. Это и есть обратная психологическая связь, без которой развитие детей будет обеднено, а то и разрушено. Не только родители воспитывают детей, но и дети воспитывают родителей, их умение сопереживать и сочувствовать.